Что такое класс бонуса малуса в осаго (кмб), какую роль он играет при формировании цены на страховку, как связан с другими параметрами полиса?

Содержание

Знакомимся с понятиями: что такое класс бонуса-малуса в ОСАГО

Каждый автовладелец нашей страны знает, что обойтись без обязательного страхования автогражданской ответственности никак не получится, так как даже оформить на себя автомашину без него не удастся. Обычно страховщики устанавливают стоимость страховки, относительно автомобилей именно так происходит с КАСКО, а вот цена ОСАГО регулируется государством, потому она едина для всех.

Обычная стоимость такого полиса является произведением фиксированной ставки или базового тарифа на ряд разнообразных коэффициентов, главенствующую роль среди которых играет бонус-малус. На этом стоит остановиться более подробно и окончательно разобраться, что такое класс бонуса-малуса в ОСАГО, от чего он зависит, а также как влияет на окончательную цену такой страховки для водителя.

Что такое коэффициент бонус-малус в ОСАГО

Ситуация в нашей стране, да и во всем мире, в плане экономики складывается не особенно просто, потому максимальная экономия собственных средств становится актуальным вопросом для каждого, что особенно остро касается автомобилистов.

У людей, которые владеют транспортным средством, намного больше всевозможных трат (топливо, обслуживание, амортизация, запасные части, транспортный налог и прочее), чем у тех, кто еще не успел обзавестись автомашиной.

При этом оформлять полис автогражданской ответственности ОСАГО является обязательным условием присутствия на дороге, а главным «регулировщиком» его стоимости становится класс бонуса-малуса (КБМ).

Что такое бонус-малус в ОСАГО

Коэффициент бонус-малус – это такой специальный множитель, напрямую влияющий на стоимость самого полиса обязательного автострахования гражданской ответственности ОСАГО, в полной зависимости от аварийности того или иного водителя за прошлый отчетный период. То есть, если вы аккуратно ездили и не попадали в ДТП, то такой коэффициент будет понижающим, а если наоборот, то повышающим.

Из определения видно, что это такое – класс бонуса-малуса, дело остается за деталями, в которых мы и постараемся разобраться более подробно и досконально. Впервые подобного рода множители были применены в 2003 году, чтобы стимулировать водителей более аккуратно вести себя на дорогах и это показало прекрасные результаты.

Понятно, что у каждого водителя есть собственный коэффициент КБМ, который учитывается за предыдущий период, на который была заключена страховка. Это напрямую будет влиять на окончательную стоимость полиса, обойтись без которого не получится ни у кого, так как он является обязательным, то есть необходимым по закону.

Когда компания-страховщик оформляет и продает владельцу авто полис страхования, она обязана учитывать КБМ, который берется из общего реестра (базы данных) Российского союза автомобильных страховщиков (РСА).

Если же в базе данные не числятся, к примеру, при оформлении первой автомашины или же при длительном перерыве после последней страховки, коэффициент принимается равным единице.

В единой базе РСА содержатся сведения только лишь с 2011 года, а более ранние договора отследить, увы, не получится.

Класс бонус-малус: для кого предназначена скидка

Как мы уже отметили, класс бонус-малус будет выстроен в зависимости от того, какой была аварийность движения того или иного водителя по предварительно заключенным им договорам ОСАГО.

Однако стоит понимать, что в учет будут приниматься только полисы, выписанные не раньше, чем год назад, иначе все цифры обнулятся.

Если же страховая история по каким-либо причинам у водителя отсутствует, тогда коэффициент ставится равным единице.

  • Понижающий или повышающий КБМ будет учитываться только в том случае, если со времени заключения последнего полиса ОСАГО, не прошло еще одного года.
  • Период использования автотранспортного средства при начислении класса бонуса-малуса не играет совершенно никакой роли.
  • Класс водителя по показателям КБМ рассчитывается всего лишь единожды за год. Это означает, что даже после ДТП по вине водителя, повышающий коэффициент будет применен только при продлении или составлении нового договора страхования.
  • При заключении ограниченного ОСАГО, когда управлять ТС могут только определенное количество лиц, получить скидку по КБМ в дальнейшем смогут только те, кто изначально вписан в договор. Если внести имя в страховку пришлось позже, тогда этот человек учтен при начислении бонуса на следующий период не будет.
  • Коэффициент бонус-малус можно узнать из общей базы данных РСА, потому он будет учитываться не только при переоформлении страховки в той же компании, что и раньше, но и при заключении новых договоров с иными компаниями-страховщиками.

Таким образом, можно сделать вывод, что право на получение весомой скидки на стоимость полиса ОСАГО имеет тот водитель, у которого истек срок действия предыдущей, безаварийной страховки, но с того момента не прошло еще двенадцать месяцев.

Когда класс бонус-малус не будет применен

Кроме тех случаев, когда засчитывается коэффициент за безаварийную езду, а также за езду с ДТП, бывает и так, что данный множитель использован не будет.

  • Если ОСАГО выписывается ровно на срок, пока автомобиль будет перегоняться с одной точки в другую, для чего выписывается специальный маршрутный лист. Такие полисы называются транзитными и все сведения по ним не будут учтены при расчете КБМ.
  • Зарегистрированные за рубежом автотранспортные средства, тоже не будут приниматься в учет, даже при оформлении страховки ОСАГО в Российской Федерации.
  • Если с момента завершения срока действия последнего полиса обязательной автогражданки прошло более года, тогда КБМ тоже не будет засчитан.

Исходя из изученной нами информации, можно сделать вывод, что в ряде случаев ни повышающий, ни понижающий КБМ учитываться не будет, об этом следует помнить, когда вы в следующий раз пойдете оформлять или продлевать ОСАГО, так как порой лучше поторопиться, чем не успеть.

Простой бонус-малус по ОСАГО: особенности и нюансы

Каждый желающий водитель и владелец автотранспортных средств может просто проверить собственный класс бонуса-малуса, так как эта информация находится в общем доступе, то есть является публичной.

Однако нужно отметить, что единственный ресурс, позволяющий получить достоверную информацию и не предоставить свои индивидуальные данные неизвестно кому, это Российский союз автостраховщиков (РСА).

Только там вы сможете узнать все быстро, а информация будет абсолютно актуальной.

Понятия страховых компаний

  • Расчётный КБМ – итоговый, окончательный коэффициент, который применяется при правильном расчете премии автовладельцу по договору ОСАГО за безаварийную езду.
  • Начальный КБМ – коэффициент, который был учтен на момент заключения нового договора страхования, для водителя или владельца автомашины.
  • КБМ собственника – множитель, учитываемый исключительно для собственника автотранспортного средства.
  • КБМ водителя – коэффициент, считающийся для каждого водителя, внесенного в полис обязательного автострахования ОСАГО.

Стоит знать

Даже если договор ОСАГО за весь срок действия являлся полностью безаварийным, но был расторгнут по каким-либо причинам досрочно, то собственник автомашины и/или водитель полностью лишается возможности получить скидку по КБМ, при заключении нового полиса. Причем это касается и всех предыдущих полисов, то есть коэффициент бонуса-малуса снова будет приравниваться к единице.

Когда полис ОСАГО неограничен

Если с ограниченными вариантами полисов все понятно, то с неограниченными возникает вопрос не толькоо том,  что это — бонус-малус, но и каким образом он может быть и будет начислен и кому это положено. Давайте разберемся вместе, чтобы прояснить все туманные вопросы и сделать коэффициент понятным и доступным.

  • Класс бонус-малус при заключении полиса автогражданки будет присвоен не всем, кто участвовал в движении на данном автомобиле, что в принципе, проверить невозможно, а только его собственнику или страхователю, если это разные лица (езда по доверенности).
  • При заключении неограниченного ОСАГО, коэффициент бонуса-малуса будет считаться только тогда, когда прошлый полис был ограниченным.
  • Учитываться КБМ будет исключительно в том случае, если старый и новый полис содержит в себе сведения о том же человеке и автотранспортном средстве.

В иных случаях, при неограниченном полисе автогражданки ОСАГО, для всех водителей, не внесенных в документ, страховщик будет принимать показатель КБМ за единицу, то есть, фактически, коэффициент не станет ни повышающим, ни понижающим.

-урок, что такое КБМ

Если даже после прочтения нашей статьи, для вас остались какие-то тайны и загадки, можно просто посмотреть видео, размещенное ниже, где все доступно и просто объясняет настоящий специалист.

data-block2= data-block3= data-block4=>

Источник: http://autoconsultation.ru/articles/strakhovanie/znakomimsya-s-ponyatiyami-chto-takoe-klass-bonusa-malusa-v-osago.html

Класс Бонуса Малуса ОСАГО: как узнать и что это такое?

Оформляя полис обязательного автострахования, не все водители вникают в его структуру, и разбираются с показателями, его составляющими. А ведь именно из всех этих составных элементов и складывается общая сумма страхового взноса.

Произвести расчет своего страхового полиса можно и самостоятельно, а также получить скидки на осаго за безаварийную езду. Для этого необходимо знать, что такое кбм и как по нему расчитать возможную льготу.

Что представляет собой коэффициент КБМ?

Когда составляется соглашение ОСАГО, фирма страховщик берет данные о КБМ из общей автоматической базы данных РСА. Если же информация отсутствует, в расчет берется показатель, приравненный к единице.

Агенты, в своей работе, используются такие определения:

  • КБМ водителя, т.е. рассчитывается для каждого отдельного автомобилиста, который имеет возможность управлять данным ТС;
  • Коэффициент владельца, определяется для хозяина автомобиля;
  • Изначальный КБМ, тот показатель, который был определен во время заключения соглашения;
  • Расчетный индекс, конечный множитель, который используют для расчета страховой премии.

Если договор имеет ограничения по числу водителей, имеющих право управлять ТС, то коэффициент считается для каждого лица отдельно, а льготу получает именно водитель, а не автотранспорт. То есть, при смене машины на новую, рассчитанный коэффициент остается прежним.

Когда страховой договор не имеет ограничений по числу возможных водителей ТС, то класс присваивается исключительно собственнику автомобиля, и определяется он по последним договорам, если хозяин машины остался прежний. В том случае, когда владелец новый, коэффициент приравнивается к 1.

Если соглашение расторгается досрочно, то льгота утрачивается. При оформлении новой страховки, будет применен тот показатель безаварийности, что и рассчитывался при подписании договора, досрочно прекратившего действие.

Когда полагается скидка по ОСАГО за безаварийную езду?

Считаться КБМ ОСАГО не будет, в том случае, если:

  • страховой полис является транзитным, то есть автомобиль передвигается к месту постоянной регистрации или на прохождение ТО;
  • транспортное средство имеет регистрацию другого государства, и на территории РФ находится временно.

Когда вопрос класс бонуса малуса что это такое, становится ясен, хочется понимать, как рассчитывается скидка по осаго.

Безаварийность же, в данном случае является залогом получения максимальной скидки на страховку. И к моменту, когда истек срок действия страховки, водитель имеет право на получение скидки, оформляя следующий договор. И при заключении нового договора, страховщик в обязательном порядке проверяет наличие ДТП у водителей через базу РСА.

Стоит помнить, что льгота сохраняется за автомобилистом даже при продлении им полиса в другой компании.

Как узнать свой коэффициент?

Конечная стоимость контракта в первую очередь будет зависеть от примененного в ОСАГО коэффициента. Для того, чтобы узнать класс бонуса малуса существует специальная таблица.

Если водитель впервые страхует свою автогражданскую ответственность, то в расчет берется изначальный третий класс. От него будут происходить последующие изменения в большую или меньшую стороны. Согласно своим данным, можно проверить какой класс будет присвоен конкретному автомобилисту при страховании.

Рассчитанный и присвоенный класс автовладельца можно узнать, обратившись в страховую компанию, либо же, воспользовавшись услугами официального сайта.

Там потребуется ввести такие данные:

  • паспортные данные (ФИО и дата рождения);
  • данные водительского удостоверения.

После введения информации, система автоматически выдаст результат. Со вторым моментом будет проще, поскольку каждый автолюбитель знает, возникали ли страховые случаи с его участием и их количество.

Как рассчитать скидку по ОСАГО?

После того, как данные известны, используя таблицу, можно определить значение своего индекса.

  • Проверенный класс отображается в первом столбце, КБМ будет во втором. Далее уже все зависит от количества аварий, будет ли рассчитавший коэффициент предоставлять дисконт, либо наоборот повысит стоимость страховки. Эти данные отображаются в последующих столбцах. При отсутствии страховых выплат показатель опускается вниз по таблице, при попадании в происшествия, множитель поднимается.

На наличие льготы влияют именно те случаи, при которых виновником выступает данный страхователь. Поэтому, если аварий за год было несколько, то и цена последующего ОСАГО будет большей.

Если за автомобилистом не будут замечены случаи попадания в аварии, то максимальные скидки по ОСАГО могут достигать 50%. Данный факт может стать отличным стимулом для соблюдения правил движения на дорогах.

Источник: https://pdd-helper.ru/kak-opredelit-klass-bonus-malusa/

Бонус-малус при обязательном страховании авто ОСАГО

ОСАГО – страхование гражданской ответственности владельцами транспортных средств. Предусматривается на случай причинения ущерба третьим лицам по показателям: жизнь, здоровье, имущество.

Фундаментальный принцип страхования – планомерное сокращение в РФ автотранспорта, владельцы которого пытаются избежать или уклониться от своей гражданской ответственности.

Что такое КБМ?

КБМ (коэффициент бонус-малус) – это скидки за ситуации без аварий, предусмотренные для водителей. Действуют в продолжение одного года в отношении базовой тарифной ставки страхования. Система становится обоюдовыгодной для обеих сторон:

    • Страховым компаниям нужны дисциплинированные водители, чтобы получать максимальную прибыль.
    • Водителям, которые будут стремиться к аккуратности на дорогах, соблюдая правила вождения. Это предоставляет право получать т. н. «бонус» за каждый год без аварии в размере 5% от базовой тарифной ставки и ежегодно экономить на страховке.

Что такое бонус малус при ОСАГО

Первоначально КБМ применялся исключительно к автомобилю. Впоследствии ситуация изменилась. Теперь КБМ применяют к человеку, управляющему автомобилем, т. е. водителю.

Как проверить свой коэффициент бонус-малус?

Для проверки КБМ существует несколько способов:
Сделать запрос из AИC PCA и заполнить необходимые формы:

  • первое поле – фамилия;
  • второе поле – имя;
  • третье поле – отчество;
  • четвёртое поле – дата когда родился владелец авто;
  • пятое поле – серия водительского удостоверения;
  • шестое поле – № водительского удостоверения;
  • нажать «Enter».

Через несколько секунд АИС РСА предоставит ответ по указанным данным.

Проверка бонус малус

Созвониться со страховой компанией и назвать:

  • № полиса страховки;
  • Ф.И.О. из полиса.

Бонус можно посмотреть самостоятельно в полисе: в графе «Особые отметки» или рядом с Ф.И.О. водителя или самостоятельно рассчитать с помощью «Калькулятора ОСАГО». Из справочника кликом «мыши» выбираются необходимые данные:

  • тип ТС;
  • мощность двигателя ТС;
  • собственник ТС;
  • место прописки собственника ТС;
  • период использования ТС;
  • возраст и стаж водителей;
  • страховка приобретается;
  • грубые нарушения, штрафы;
  • «Рассчитать».

Через несколько секунд «Калькулятор ОСАГО» покажет цену на полис.

Какие бывают коэффициенты бонус-малус?

Таблица КБМ

Класс (в начале страхования) КБМ МалусБонус Класс и страховые возмещения, имевшие место по окончании предыдущих договоров
0возмещений 1возмещение 2 возмещения 3возмещения 4 и более возмещений
М 2,45 145% 0 М М М М
0 2,3 130% 1 M M M M
1 1,55 55% 2 M M M M
2 1,4 40% 3 1 M M M
3 1 нет 4 1 M M M
4 0,95 5% 5 2 1 M M
5 0,9 10% 6 3 1 M M
6 0,85 15% 7 4 2 M M
7 0,8 20% 8 4 2 M M
8 0,75 25% 9 5 2 M M
9 0,7 30% 10 5 2 1 M
10 0,65 35% 11 6 3 1 M
11 0,6 40% 12 6 3 1 M
12 0,55 45% 13 6 3 1 M
13 0,5 50% 13 7 3 1 M

Таблица КБМ – это 15 классов с коэффициентами от 2,45 до 0,5. Для водителя самый выгодный класс, исходя из таблицы – 13.

Для первого оформления страхования автолюбителю (он же будет и первым годом страховой истории), согласно правилам страхования, присваивается 3-й класс (КБМ = 1).

Расчет бонус малус осаго

Водителю, который не допустил дорожных происшествий и страховые возмещения равны «0» (см. таблицу по горизонтали) присваивается 4-й класс (КБМ = 0,95). Т. е. в следующем страховом году автолюбитель удешевил полис на 5%. И так каждый раз при отсутствии страховых возмещений.

Одно страховое возмещение (см. таблицу по горизонтали) перемещает владельца авто на 1-й класс (КБМ = 1,55). Т. е. на следующий страховой год автолюбитель заплатит за полис на 55% или в 1,5 раза больше от базовой стоимости. По такому же принципу обстоят дела с двумя и более страховыми возмещениями.

Класс «М» – самый неудачный показатель. Помещает автолюбителя в «чёрный» список у страховиков. Это означает, что КБМ = 2,45 и цена полиса исчисляется по самой верхней границе, т. е. более чем в 2,5 раза дороже базовой.

Кто, как и когда вносит в базу данных информацию о КБМ?

Материалы (КБМ, класс водителя) содержатся в базах данных (далее – БД) АИС РАС.

Коррективы и дополнения в БД АИС РАС вносятся исключительно страховыми компаниями. Сам РСА такими полномочиями не наделяется.

Страховым компаниям вменяется вносить коррективы сразу после заключения договора, но не позднее одного рабочего дня. Все изменения, касающиеся информативной составляющей полиса, а именно, смены фамилий, водительского удостоверения и др. необходимо письменно предоставить страховой компании с целью последующей корректировки в БД АИС РАС.

Как применяется КБМ при неограниченной (открытой) страховке?

Неограниченная (открытая) страховка – ситуация, когда автотранспортом управляет неограниченное количество лиц. Сведения относительно класса и КБМ учитываются из предшествующего договора, и присваиваются только владельцу транспортного средства. Об этом прописывается в договоре.

Как применяется КБМ при ограниченной страховке?

Ограниченная страховка – ситуация, когда автотранспортом управляет ограниченное число лиц, сведения о которых упомянуты договором.

Кроме того, договор указывает класс каждого в отдельности, а КБМ рассчитывается по тому водителю, чей класс наименьший (из расчёта, что 13 – наивысший класс, а 1 – наименьший).

Например:

  • водитель № 1 имеет 5-й класс (КБМ = 0,9);
  • водитель № 2 имеет 8-й класс (КБМ = 0,75).

Расчёт КБМ будет произведён по водителю № 1 т. е. КБМ = 0,9. При этом каждый водитель сохранит свой класс. В случае отсутствия страховой истории в ограниченной страховке допускается применение 3-го класса (КБМ = 1).

Распространенные ситуации

Ситауция № 1: Что, если у меня не было происшествий, но при проверке показывает класс KБM = 3 (коэффициент — 1) или пишет, что ничего нет?

Ответ:

  1. Проверить корректность введённых данных.
  2. Если имели место изменения сведений из договора с момента последнего заключения (смена фамилий, новое водительское удостоверение и др.). Необходимо сообщить в страховую компанию и переоформить договор с изменениями.
  3. Сведения о КБМ сохраняются за автолюбителем в течение одного года с момента заключения минувшего договора. Если времени прошло более чем один год, данные автоматически переходят в первоначальный вид, т. е. присваивается 3-й класс при КБМ = 1. Проверить последнюю дату договора.
  4. Обратиться в РСА, чтобы получить сведения о достоверной информации. Чтобы не потерять время на разбирательствах заключить договор на тех условиях, которые предлагает страховая компания. Впоследствии в судебном или ином порядке можно будет возместить ущерб. Для РСА представить следующие документы (ксерокопии или отсканированные): заявление, заполнив все строки и изложив суть претензии; договоры страхования (последний и нынешний); удостоверение водителя. Ксерокопии отправить почтой по адресу: 115093, г. Москва, ул. Люсиновская, д. 27, стр. 3 или сканированные изображения по электронным адресам: request@autoins.ruили rsa@autoins.ru. Претензия рассматривается в срок от трёх месяцев до года. Ответ направляется заявителю посредством почты.
  5. При положительном решении составить заявление для страховой компании и заказать перерасчёт показателей класса и КБМ. Руководствуясь заявлением, в страховой компании произведут перерасчёт и переоформят договор.

Неверный КБМ

Ситуация № 2: Что если у меня не было аварий, но мой KБM (класс) обнулился по вине фирмы страхования? Можно ли восстановить КБМ?

Ответ: Если вопрос со страховой компанией невозможно решить в добровольном порядке, необходимо следовать п. 4. Не исключается, что вопрос будет разрешаться в зале суда.

Ситуация № 3: Почему мне не учитывают КБМ, если я страхуюсь на срок меньше года?

Ответ: Страхование оформляется на один год и КБМ исчисляется из этого же показателя.

о коэффициентах бонус-малус при ОСАГО

Обязывая автовладельцев страховать ответственность, закон предоставляет всем равные возможности. Иными словами, ничто не запрещает повышать мастерство вождения и сохранять уважение к участникам дорожного движения.

При этом избегая правонарушений с необратимыми последствиями. Автолюбитель должен понимать, что страхование – это не только денежные издержки, но и гарантия его безопасности на дорогах.

Всегда помните, что кроме денег есть вещи более ценные и важные!

Источник: http://StrPls.ru/avtostraxovanie/osago/bonus-malus-obyazatelnom-straxovanii-avto-osago.html

Рубрика “КБМ”

Программа ОСАГО включает специальную систему для поощрения тех водителей, которые придерживаются принципов безаварийного вождения. Согласно этой системе водители, часто становящиеся виновниками ДТП, вынуждены покупать страховые полисы по повышенной ставке. Для этого введены так называемые КБМ-классы или в ОСАГО бонус малус.

Что из себя представляет КБМ?

Под этим понятием имеется в виду система, предусматривающая бонус для водителей, которым некоторый период времени удается избегать попадания в ДТП, и снижение коэффициента (малус) для виновников аварий. Некоторые водители управляют своими автомобилями настолько аккуратно, что им удается в течение многих лет избегать аварий.

Таким способом они могут достичь максимального понижения стоимости страховки, которое в любом случае не превысит 50%. Иначе для страховых компаний оказание данной услуги станет невыгодным. Половину стоимости полиса платят те, кому в течение десятилетия удавалось ездить, избегая ДТП.

Скидку по полису обязательного автострахования дают, если соблюдены условия:

  • дата, начиная с которой действует новый договор, наступит позже окончания действия предыдущего;
  • после того как последний полис перестал действовать, не прошло 12 месяцев.

Как определить свой бонус-малус?

Свой коэффициент можно определить по таблице, приведенной ниже. Каждая строчка соответствует определенному классу КБМ, который дается автовладельцу на момент покупки полиса исходя из того, насколько аккуратно он водил машину в предыдущие периоды. Всего таких классов пятнадцать. Этот показатель определяется по результатам года.

При определении класса водителя в будущие 12 месяцев будет приниматься во внимание факт наличия или отсутствия в нынешнем году выплат страховых платежей за аварии, по которым признали его вину. Максимальный класс (М) получает водитель, который нередко становится виновником ДТП.

Водитель, на протяжении десятилетия отличившийся аккуратной безаварийной ездой, получает класс 13 вместе с максимальной скидкой на полис.

Как рассчитать КБМ?

Когда владелец авто в первый раз заключает договор ОСАГО, ему назначается класс 3 по системе КБМ. Во втором столбце таблицы напротив класса под номером 3 стоит коэффициент, равный 1. Это значит, что такой водитель будет покупать полис ОСАГО по 100% стоимости.

Через год при условии безаварийного вождения его класс повысится до 4, а коэффициент будет соответствовать 0.95. В таком случае покупатель полиса получает 5% скидку. Если на протяжении 1-го года автомобиль попал в ДТП по вине владельца, то класс КБМ понижается на единицу, а коэффициент становится равным 1.4. Это значит, что стоимость страховки повысилась на 40%.

После второй аварии, совершенной в течение 1-го года езды, КБМ начинающего водителя становится максимальным (2.45). После этого вернуть 3 класс начинающий водитель может при условии, если на 2-й год вождения он не побывал в ДТП по собственной вине.

Десять лет аккуратной езды без ДТП по вине автовладельца награждаются 50% скидкой на полис, а КБМ водителя становится равен 0.5. После первой же аварии класс водителя со стажем понижается до седьмого с коэффициентом, равным 0.8.

Определение КБМ в случае, когда ОСАГО оформлен на несколько человек

Особый порядок расчета КБМ предусмотрен для полисов обязательного автострахования, действующих сразу для нескольких человек, получающих возможность управления автомобилем. У каждого из них имеется своя страховая история, отличающаяся от остальных. Согласно этой истории каждому из них присваивается уникальный КБМ.

Для расчета скидки по ОСАГО потребуется взять некое конкретное значение коэффициента. В данном случае расчетной базой при определении КБМ становится наиболее высокий коэффициент. Например, если у двоих из трех водителей, внесенных в полис, КБМ составляет 0.5, у третьего он равен 0.8, то цена на полис понижается на 20%.

Посмотрите видео о классах водителей: https://www..com/watch?v=Sm6_knHH-N8

Особенности использования КБМ

Случай «ограниченного ОСАГО»

Если при составлении договора страхования указано ограниченное число человек, которые могут управлять ТС:

  • расчет КБМ осуществляется с учетом данных по каждому водителю;
  • цена на полис определяется с применением «Расчётного КБМ», за основу которого принимается соответствующий коэффициент водителя, у которого наиболее низкий класс;
  • затем информация о каждом водителе согласно данным базы РСА изменяется в соответствии с тем классом, который он заслуживает характером своей езды с учетом всех предыдущих периодов;
  • в случае смены автомобиля КМБ остается прежним, так как его дают водителю, но не автомобилю;
  • в будущем году полис подорожает только для того водителя, который участвовал в аварии, вину за которую возложили на него.

Пример. В новый договор вписываются два человека — Васильев (4 кл.; коэфф. 0.95), а также Николаев (6 кл.; коэфф. 0.85). В информационную базу РСА заносятся новые сведения о них: Васильеву присваивается пятый класс с КБМ, равным 0.9, Николаеву — класс 7 (коэфф. 0.8). На полис дается скидка в размере 10% (по наименьшему коэффициенту, равному 0.9).

Случай «неограниченного ОСАГО»

Для «неограниченного ОСАГО» действуют следующие правила:

  • понижающий коэффициент получает только владелец автомобиля;
  • КБМ рассчитывается по результатам предыдущего договора ОСАГО с условием, что он также был неограниченным, а также при совпадении собственника и автомобиля в обоих договорах;
  • в иных ситуациях для расчета стоимости «неограниченного» полиса ОСАГО за основу принимается коэффициент, равный 1.

Следовательно, если в полисе за прошлый год также не было ограничения на число водителей, а автомобилю не довелось побывать в авариях, то КБМ понижается в новом периоде для того, кто является собственником ТС. Пример. В прошлом году собственник автомобиля Васильев, имеющий КБМ 1 (3 кл.

), приобрел «неограниченный» полис ОСАГО. К управлению он допускал Николаева. По договору страхованию выплат не производилось. В этом году Васильев решил приобрести «ограниченный» ОСАГО только на свое имя. В этом случае ему дают класс 4 с коэффициентом, равным 0.95.

Этому же показателю равен «Расчётный КБМ».

Коэффициент при расторжении договора раньше срока

Бывают случаи, когда владельцу автомобиля по некоторой причине приходится разорвать договор со страховщиком досрочно.

Что происходит с КБМ в данном случае? В этой ситуации скидку по итогам досрочно прерванного договора водитель не получает, так как коэффициент КБМ определяется только однажды за год по результатам прошедших 12 месяцев.

КБМ не будет отдельно рассчитываться в ситуации, когда действие договора прекратилось меньше чем через один год после оформления полиса. При расторгнутом ранее срока договоре КБМ будет соответствовать параметрам, определенным для полиса ОСАГО, который приобретался до прерванного соглашения.

Возобновление утраченного КБМ

Срок действия коэффициента КБМ ограничен 1 годом после истечения срока последнего договора. Все это время он будет сохраняться за владельцем автомобиля, который, как правило, одновременно является и его водителем.

Если в течение последующих 12 месяцев автовладелец не заключил новый договор обязательного автострахования, то коэффициент КБМ такого водителя становится равен единице. Иначе говоря, КБМ возвращается к исходному показателю, соответствующему коэффициенту для человека, не имеющего стажа вождения.

По желанию водитель имеет возможность вернуть свой настоящий коэффициент, соответствующий его опыту вождения. Для этого ему следует обратиться в РСА с заявлением, содержащим просьбу о восстановлении коэффициента КБМ.

Вместе с заявлением предоставляется пакет документов, включающий двустороннюю копию удостоверения водителя. Для «неограниченного» полиса ОСАГО необходимо также вместе с остальными документами добавить копию паспорта владельца автомобиля.

Случай утраты КБМ в результате ошибки в системе

Необходимо выполнить шаги.

  1. Следует купить полис с учетом коэффициента КБМ, который в текущее время выдается базой РСА.
  2. Отправить в РСА претензию для восстановления правильного КБМ. Для этого потребуется:
  • составить заявление и подписать его;
  • отправить сканы заявления, настоящего и предшествующего полиса, водительских прав на электронную почту РСА;
  • допускается отправка копий вышеназванных документов по почте на официальный адрес РСА;
  • рассмотрение обращения занимает от 3 до 4 месяцев, после этого из РСА по почте приходит письмо с ответом.
  1. Далее потребуется написать заявление с требованием о перерасчете. Этот документ вместе с письмом от РСА необходимо предъявить страховщику, с которым оформлен действующий договор страхования.
  2. После этого цена на полис должна быть пересчитана. Страховой договор составляется заново, а деньги, уплаченные свыше реальной стоимости полиса с учетом перерасчета, возвращаются владельцу автомобиля.

Что делать, чтобы КБМ не понизился после ДТП?

Рассматриваемый коэффициент является способом, помогающим значительно понизить расходы на покупку полиса ОСАГО. Этим объясняется стремление большинства водителей, практиковавших на протяжении долгих лет безаварийную езду, сохранить свою скидку в случае несерьезного ДТП.

Что можно предпринять для предотвращения потери КБМ, если вы оказались виновником небольшой аварии на дороге? В этом случае единственный способ избежать лишних расходов — договориться на месте происшествия. Сейчас это можно сделать законным способом. Пример.

Если в ДТП пострадал бампер другого автомобиля, например, на нем появилась небольшая царапина, то можно в качестве возмещения ущерба предложить владельцу авто 1–2 тыс. руб. В случае согласия у вас получится сэкономить на страховке, которую необходимо будет купить в следующем году.

Такой способ решения вопроса эффективен, если ДТП привело лишь к небольшим повреждениям автомобилей. В ином случае нужно будет обратиться к страховщику за полагающимися выплатами, а в будущем году переплачивать за полис.

В каких случаях назначается кбм равный единице

Если данных в АИС на человека нет, то по умолчанию присваивается единичный коэффициент, без скидок, что равнозначно присвоению водителю 3 класса.

Единица может также присваиваться по ошибке тем водителям, которые поменяли удостоверение, но не оповестили страховую компанию, соответственно корректные данные в АИС внесены не были. Также это условие касается «смены реквизитов» (смена прав или фамилии) остальных лиц, допущенных к управлению ТС.

Поэтому важно своевременно в письменном виде оповестить об этом страховщика. Условие явно оговорено в правилах страхования к любому договору ОСАГО. Существуют и другие условия, при которых  КБМ соответствует единице:

  • Когда действует «транзитный тариф» — авто следует к месту ТО или постановки на учет
  • Автомобиль зарегистрирован в другом государстве

Категории клиентов с правом на скидку и порядок оформления подтверждающих КБМ документов:

В определении действительности скидочного коэффициента помимо класса водителя действует ряд нюансов:

  • КБМ учитывается только при открытии нового договора (или пролонгации), когда срок действия предыдущего уже истек.
  • При ограниченном количестве граждан, имеющих право на управление ТС, водителя с  классом соответствующим скидке требуется заносить в ОСАГО с первого дня действия полиса. Безаварийный стаж не учитывается при расчете за неполный год. При этом калькуляция полиса производится по формуле «Расчетного КБМ» когда взимается страховая премия (стоимость полиса), учитывающая «худший» коэффициент водителя. К примеру если к управлению ТС допущены 3 водителя с КБМ 1, 0.85 и 0.5, то оплачивается 100% полиса без скидок согласно коэффициенту 1. При наступлении страхового случая по вине клиента с КБМ 0.85, понижается только класс виновника ДТП, бонус-малус остальных водителей остается без изменений.
  • При неограниченном количестве лиц допускаемых к управлению учитывается только КБМ собственника. Причем только когда предыдущий договор был оформлен на то же ТС с идентичным владельцем. При прочих обстоятельствах (смене ТС, ограничении лиц допущенных к управлению, смене собственника), КБМ «сбрасывается» до единицы.

Иногда требуется получить официально заверенный документ об отсутствии или наличии страховых случаев за срок действия предыдущего договора ОСАГО.

Справка выдается бесплатно, по результатам обращения к страховщику, где вы оформляли ранее выданный полис. Нормативный срок выдачи документа, установленный законодательством РФ, составляет 5 суток.

Отметим, что при калькуляции КБМ заключаемого договора отдается приоритет данным из базы РСА, а не справке из страховой организации.

Часто возникающие у водителей вопросы в связи с КБМ

Как по полису определить свой КБМ?

В законах нет правила, которое обязывало бы страховые компании обозначать данный коэффициент в полисе. И только тогда, когда внутренними инструкциями конкретной компании предписано указание КБМ для «ограниченных» полисов ОСАГО рядом с ФИО водителей, можно определить показатель по этому документу.

В «неограниченных» полисах иногда можно встретить указание коэффициента КБМ в разделе «Особые отметки». Оба интересующих водителя показателя, его собственный и расчетный КБМ, обязательно должны присутствовать в заявлении страхователя.

Эти данные вносит агент при продлении действующего или оформлении нового договора.

Чему равен предельный КБМ?

Максимальный размер скидки на приобретение полиса ОСАГО ограничен 50%. КБМ в данном случае составляет 0.5, а класс водителя равняется 13.

Такая льгота предоставляется автовладельцу, на протяжении десятилетия не получавшему выплат от страховщиков за ДТП, в которых признали его вину.

Где можно посмотреть свой текущий КБМ? Данные о КБМ всех автовладельцев (водителей) содержатся в базе данных официального интернет-портала РСА. Для того чтобы найти свой КБА, нужно совершить следующие действия.

  • Перейти на страницу сайта.
  • Согласиться с передачей в систему ваших сведений и нажать «ОК».
  • На следующей странице заполнить все поля, ввести шифр и нажать «Поиск».

Для физических лиц потребуется указать ФИО и данные водительских прав. Юридическим лицам необходимо ввести ИНН, а также VIN и другие данные транспортного средства. Стиль вождения у всех водителей разный. Многие предпочитают аккуратную сдержанную езду и в течение длительного срока избегают попадания в ДТП. Для поощрения таких водителей и был разработан КБМ.

Источник: http://insuranceguru.ru/osago/chto-takoe-v-osago-bonus-malus/

Как узнать свой КБМ?

Бонус-малус водителя в ОСАГО – это коэффициент, который начисляется заново при каждом новом годе обязательного страхования.

КБМ в ОСАГО зависит от того, являлся ли водитель виновником аварий за последний год страхования и, соответственно, был ли он убыточным или, наоборот, прибыльным клиентом для страховщика.

Если водитель попадал в аварию, да еще и не в одну, то на следующий год к нему применяется повышающий коэффициент бонуса-малуса ОСАГО. Когда водитель не становится виновником аварии, то его КБМ по автогражданке на следующий год становится меньше.

КБМ используется как для расчета обычного полиса ОСАГО, так и при покупке ОСАГО по интернету. Максимальная скидка, которую может получить водитель по коэффициенту КБМ в ОСАГО – это 50%. Но для этого ему нужно как минимум 10 лет отъездить на машине и не инициировать ДТП. О других способах снизить стоимость автогражданки читайте на странице Как дешево купить полис ОСАГО?

Самая большая надбавка по цене, которую может получить водитель по бонус-малусу в ОСАГО – это плюс 145% к цене полиса страхования. Для этого необходимо каждый год регулярно становиться виновником аварии.

Затем КБМ ОСАГО умножается на базовый тариф автогражданки и на другие коэффициенты ОСАГО.

Бонус-малус в ОСАГО на нескольких водителей

Следует отдельно обговорить варианты начисления бонус-малуса в тех случаях, когда страховка оформляется на несколько водителей или на неограниченное число лиц.

В первом случае, когда автогражданка делается на несколько водителей, то расчет бонус-малуса по базе РСА производится по тому водителю, который имеет наибольший КБМ. Например, если у первого водителя определение КБМ показывает 0.6, а у второго 0.9, то бонус-малус на ОСАГО по РСА берется в размере 0.9.

В случае, когда полис ОСАГО оформляется на неограниченное число водителей, коэффициент КБМ ОСАГО по РСА определяется для собственника машины.

Также важным моментом является то, что бонус-малус по ОСАГО – это характеристика именно водителя, а не машины.

То есть, если в страховку занесено от 2 до 5 человек, то КБМ при аварии снижается только у виновника ДТП, а не у всех водителей, вписанных в этот полис автогражданки.

Что такое класс бонус-малуса в ОСАГО?

Для того чтобы упростить процедуру определения бонуса-малуса водителя в ОСАГО была введена система кла ссов КМБ. Всего в этой системе 13 классов бонуса-малуса. Если в течение года водитель не становился виновником ДТП, то на следующий год его класс повышается на 1. Если же он инициировал аварии, то его класс КБМ уменьшается.

Классы КБМ за безаварийную езду

Класс Бонус Малус

Коэффициент

Класс КБМв зависимости от числа ДТП, в которых водитель был виноватой стороной

0

1

2

3

4+

страховых выплат

страховая выплата

страховые выплаты

страховые выплаты

страховых выплат

М

2,45

0

М

М

М

М

0

2,3

1

М

М

М

М

1

1,55

2

М

М

М

М

2

1,4

3

1

М

М

М

3

1

4

1

М

М

М

4

0,95

5

2

1

М

М

5

0,9

6

3

1

М

М

6

0,85

7

4

2

М

М

7

0,8

8

4

2

М

М

8

0,75

9

5

2

М

М

9

0,7

10

5

2

1

М

10

0,65

11

6

3

1

М

11

0,6

12

6

3

1

М

12

0,55

13

6

3

1

М

13

0,5

13

7

3

1

М

По этой таблице вы можете легко определить класс коэффициента бонус-малуса для себя. Когда водитель покупает автогражданку впервые, он автоматически получает 3 класс КБМ. То есть, его коэффициент бонус-малуса равен 1.

Рассмотрим пример: допустим, у водителя 5 класс КМБ по базе РСА. Он принимает решение купить полис ОСАГО с понижающим коэффициентом 0.9.

При условии, что целый год он проездит без аварий, в которых будет виновен, водитель получит 6 класс и бонус-малус РСА в размере 0.85. Но если за год он провоцирует ДТП, то его класс снижается до третьего.

Если же аварии 2 – то до 1 класса КБМ по ОСАГО. И весь процесс начинается заново. В год возможно прибавить только по одному классу КБМ ОСАГО.

Также следует учесть, что если водитель больше года не страховался по ОСАГО, его бонус-малус в РСА автоматически становится равен трем.

Проверка КБМ по базе РСА

Вся информация по коэффициенту бонус-малус ОСАГО для водителя содержится в электронной базе данных АИС. Эта база составляется под контролем Российского Союза Автостраховщиков.

Вся информация о безаварийности езды каждого водителя, приобретшего полис автогражданки, заносится страховыми компаниями в АИС.

И страховой компании, чтобы определить коэффициент бонус-малус для нового клиента, не нужно ничего более, как проверить КБМ водителя по базе РСА.

Сейчас практически каждый водитель может узнать свой КБМ по ОСАГО в РСА. Союз автостраховщиков не закрывает свою электронную систему от страховых компаний.

А те в свою очередь предлагают своим клиентам проверить КБМ по базе РСА онлайн с помощью калькулятора КБМ.

Для того чтобы пробить КБМ по базе РСА, достаточно ввести свою фамилию и имя, номер водительского и дату рождения. Результат появится на экране.

Бывают ситуации, когда проверка КБМ по базе РСА показала несоответствие тому, какой коэффициент должен у вас быть. Такое может быть из-за ошибки в заполнении единой электронной базы по ОСАГО. В этом случае необходимо восстановить свой бонус-малус.

Источник: https://Revizorro.ru/osago/kbm

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Рекомендуем посмотреть